Экологическая экспертиза, описание.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ).

Цель экологической экспертизы – определить соответствие планируемой деятельности действующим требованиям в области охраны окружающей среды и тем самым предупредить возможные негативные последствия.

В определенной мере экологическая экспертиза – это форма контроля, направленного на предотвращение загрязнения окружающей среды, причем такое предупреждающее действие обходится в 4-5 раз дешевле, нежели ликвидация последствий экологически необоснованных решений.

Экологическое законодательство РФ предусматривает только два юридически значимых вида экологической экспертизы:

Государственную (обязательную);

Общественную (инициативную и добровольную).

 

Любая (как государственная, так и общественная) экологическая экспертиза в соответствии с Законом основывается на ряде принципов:

  1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности.
  2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации соответствующего объекта.
  3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду соответствующей деятельности, а также ее последствий.
  4. Обязательность учета требований экологической безопасности.
  5. Достоверность и полнота исходной информации.
  6. Независимость экспертов.
  7. Научная обоснованность, объективность и законность.
  8. Гласность, участие общественных организаций.
  9. Ответственность участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, а также за качество экспертизы.

 

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

  • любые проектные и предпроектные документы;
  • новая техника и технология;
  • продукция, сырье и материалы, вещества;
  • продукты стандартов и нормативов.

 

При этом определены 15 наиболее опасных видов хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспортировка нефти и газа, и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, агрохимикатов и пестицидов.

Содержанием любой экологической экспертизы является выявление факторов, которые негативно воздействуют на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования. Если проектируемый хозяйственный объект будет находится в пределах города, в котором Росгидромет ведет мониторинг окружающей среды, то качество ее определяется по его материалам, а также методом биоиндикации. В противном случае, основным методом определения качества природной среды становится биоиндикация.

Следующий этап – оценка воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной деятельности, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических следствий в результате осуществления данного проекта.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу сведений, тогда как общественная экологическая экспертиза не может проводиться по объектам, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам начинается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

Оценка воздействия на окружающую среду

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она дополняет технические, экономические, социально-политические оценки предполагаемых решений.

В процессе проведения ОВОС компетентные власти и общественность рассматривают и изучают все возможные для окружающей среды последствия крупных решений, предлагаемых к реализации. Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организации.

ОВОС – главное правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки определенного хозяйственного решения.

Оценка возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.

ОВОС рассматривает влияние предлагаемых к принятию решений на:

  • качество воздушной, водной и почвенной среды;
  • радиационную безопасность; - здоровье людей;
  • экосистемы и отдельные виды растений и животных;
  • здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия и т.д.

 

Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учете экологических интересов общества при принятии решений по конкретным проектам, как на новую деятельность, так и на изменение уже осуществляющейся. Безусловно, общество заинтересовано в предупреждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необходима при планировании всякой деятельности.

 

ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации: 

  1. концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
  2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
  3. градостроительной документации;
  4. документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
  5. проектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов и комплексов.

 

В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально опасных объектов: добывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических и химических предприятий; АЭС, объектов, широко использующих источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающих и утилизирующих радиоактивные отходы; военных объектов; космодромов, аэродромов, аэропортов, портов, судоверфей; транспортных объектов, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены; перерабатывающих предприятий и полигонов для отходов производства, потребления и быта; хозяйственных объектов на особо охраняемых территориях, не связанных с обслуживанием этих территорий.

Ответственность за организацию и проведение ОВОС возлагается на заказчика проекта. Он обеспечивает финансирование ОВОС и связанных с ее проведением необходимых изысканий и исследований. Финансирование ОВОС должно быть предусмотрено в смете расходов на разработку ТЭО и проектной документации.

ОВОС и оформление ее результатов осуществляет разработчик документации с привлечением при необходимости специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемой при ее проведении информации. До предоставления документации на государственную экологическую экспертизу заказчик и разработчик организуют и проводят предварительное рассмотрение и обсуждение результатов ОВОС:

  • группой экспертов в рамках ведомственной экспертизы ТЭО и проектной документации;
  • представителями общественности, чьи интересы затрагивает реализация проекта.

 

Государственная экологическая экспертиза предпроектной и проектной документации является завершающим этапом результатов ОВОС.

 

ОВОС включает следующие основные этапы:

  1. сбор и анализ необходимой информации;
  2. определение источников, видов и объектов воздействия;
  3. прогнозирование изменения состояния природной среды;
  4. оценку вероятностных аварийных ситуаций и их последствий;
  5. оценку экологических, социальных и экономических последствий;
  6. определение способов снижения (предупреждения) отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения;
  7. определение остаточных воздействий и методов их контроля;
  8. проведение эколого-экономической оценки проектов;
  9. анализ и выбор альтернативных вариантов осуществления проекта, формирование новых вариантов.